Краткое содержание проказы старухи зимы ушинского за 2 минуты пересказ сюжета

Короткий рассказ о том, как наступает зима, что происходит с природой. Рассказывается, как приспосабливаются животные и люди к суровой зиме.

Проказы старухи-зимы читать

Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить.

Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.

Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился.

Краткое содержание Проказы старухи зимы Ушинского за 2 минуты пересказ сюжета

Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают.

Краткое содержание Проказы старухи зимы Ушинского за 2 минуты пересказ сюжета

Не испугалися звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.

Пуще злится зима — до рыб она добирается: посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озёрам, по рекам мосты строят. Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее.

Ну, постой же, — думает зима, — дойму я людей, и шлёт мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери, так что брёвна лопаются.

Краткое содержание Проказы старухи зимы Ушинского за 2 минуты пересказ сюжета

А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать — наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт.

Краткое содержание Проказы старухи зимы Ушинского за 2 минуты пересказ сюжета

По дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись: от лошадей пар валит, извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подёргивают, морозцы похваливают.

Краткое содержание Проказы старухи зимы Ушинского за 2 минуты пересказ сюжета

Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки — и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают да ещё мороз кличут: «Приди-ка пособить!» Щипнёт зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снегу, давай тереть — и разгорится у него лицо, как огонь.

Видит зима, что ничем ей не взять, заплакала со злости. Со стрех зимние слёзы закапали… видно, весна недалёко!

Источник: https://fashionat.ru/ushinskii-prokazy-staruhi-zimy-kratkoe-soderzhanie-ushinskii-konstantin/

Урок литературного чтения "К. Ушинский «Проказы старухи-зимы»"

  • Тип урока: усвоение новых знаний
  • Вид урока: Урок – в гостях у Зимы.
  • Цели:

 1. Совершенствовать навыки чтения и пересказа, помочь ребятам прочувствовать ослепительное великолепие зимней природы.

 2. Развивать творческое воображение и фантазию, обогащать словарный запас учащихся;

 3. Содействовать воспитанию эстетического отношения к действительности.

  1. Ход урока:
  2. Организационный момент
  3. — приветствие.
  4.  — эмоциональный настрой

 — Здравствуйте дети. Улыбнитесь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только такое настроение нам понадобится сегодня для работы.

Краткое содержание Проказы старухи зимы Ушинского за 2 минуты пересказ сюжета

  • Актуализация знаний.
  • — Какое сейчас время года?
  •  — Назовите зимние месяцы?

 — Что происходит зимой с природой? Со зверями?

  1. Игра «Фотоглаз».
  2. На доске: заяц
  3.  белочка
  4.  лисица
  5.  медведь
  6.   снежинка
  7. За 6 сек сфотографировать слова, которые записаны на доске.
  8. Сколько слов сфотографировали?

Назовите эти слова? А что вы можете сказать об этих животных?

А как мы должны, к ним относится?

Какое слово лишнее? Почему?

  •  И сегодня на уроке за правильные ответы и хорошую работу вы будете получать снежинки. А почему снежинки, потому что они связаны с темой нашего урока
  • Проверка домашнего задания.
  • — Выразительное чтение стихотворения «Мороз — Воевода». (1 часть)
  •  — Чтение стих — я наизусть. (2 часть)
  • Физкультминутка Релаксация.
  • Новая тема.
  • а) Загадка
  •  — А о чем мы будем сегодня говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку.
  • Тройка — тройка прилетела.
  • Скакуны в той тройке белы.
  • А в санях сидит царица,
  • Белокоса, белолица.
  • Как махнула рукавом,

Все покрылось серебром. (Зима. )

Совершенно верно. Сегодня на уроке мы отправимся в гости к зиме. Обратите внимание на эту картину с зимним пейзажем. Нравится ли она вам?

 — Как бы вы назвали зиму?

Весь материал – смотрите документ.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/urok-literaturnogo-chteniya-k-ushinskiy-prokazy-starukhi-zimy.html

Отзыв о сказке Ушинского «Проказы старухи зимы»

Краткое содержание Проказы старухи зимы Ушинского за 2 минуты пересказ сюжетаГлавная героиня сказки Ушинского «Проказы старухи зимы» однажды разозлилась и решила сжить со свету все живое. Начать зима решила с птиц, которые ей надоели постоянным шумом.

Зима нагнала холоду, подула ветрами и сорвала листья с деревьев. Птицам стало неуютно, но они нашли выход – собрались в стаи и улетели в теплые края. Поняла зима, что птицы от нее сбежали, и накинулась на зверей. Она завалила снегом леса, и стала насылать на зверей сильные морозы.

Но звери нашли способ справиться с бедой. Кто-то из них был обладателем теплых шубок, другие забились в глубокие норы. Медведи легли спать в берлогах, а зайцы прыгали, чтобы согреться. Стала тогда зима до рыб добираться. Она заморозила реки и озера, но рыба вся ушла в глубину и морозы ей были нипочем.

Рассердилась зима и решила людей заморозить. Напустила она лютый холод на их дома, так, что от морозов окна узорами украсились. А люди печки затопили и сидят в тепле, блины пекут, да над зимой смеются. А если кому по делам ехать надо, так для этого у людей есть теплая одежда, через которую никакой холод не проберется.

Особенно обидно было зиме, что ее дети не боятся. Им зима в радость, катаются на санках, лепят снеговиков, играют в снежки. Поняла зима, что ничего она добиться не может, и заплакала от злости. От ее слез закапала капель, предвестник скорой весны.

Таково краткое содержание сказки

Главная мысль сказки Ушинского «Проказы старухи зимы» заключается в том, что с любой бедой можно справиться, если действовать вдумчиво, искать решение проблемы. Зима пыталась погубить птиц, но они улетели от нее в теплые края. Звери обзавелись теплыми шубами или спрятались от зимы в берлогах, а рыба ушла на глубину. Люди победили зиму с помощью жарких печей и теплой одежды.

Сказка учит заранее готовиться к возможным проблемам, чтобы они не никого не застали врасплох. Чтобы не погибнуть от зимних холодов, люди должны построить теплые дома, запастись топливом для печей и пропитанием для себя и домашних животных. Тогда никакая зима им будет не страшна.

В сказке мне понравились дети, которые совсем не боялись зимы, а использовали это суровое время года для веселых игр и забав.

Какие пословицы подходят к сказке Ушинского «Проказы старухи зимы»?

Заковал мороз реки, да не навеки.
Не пугай, зима, весна придёт.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Источник: https://MadameLaVie.ru/otzyvy/otzyv_ushinsky_prokazy_zimy/

Пересказ сказки К. Ушинского «Проказы Старухи-Зимы», по опорным картинкам | Конспекты занятий, ООД | Конкурсы для воспитателей / Журнал «Педагог ДОУ»

  • Ветух Наталья Фёдоровна
  • Организация: ГБОУ Школа № 852
  • Населенный пункт: г. Зеленоград
  • Цель:
  • Учить детей пересказывать сказку близко к тексту с использованием опорных картинок.
  • Задачи:
  • Коррекционно – обучающие:
  • — Обучение детей пересказыванию;
  • — Учить детей связно, логично и последовательно высказывать свои мысли;
  • — Упражнять в словообразовании и словоизменении;
  • — Понимать скрытый смысл слов и выражений;
  • Коррекционно – развивающие:
  • — Развивать мелодийно-интонационные характеристики речи;
  • — Развивать слуховое внимание и память;
  • — Развивать воображение ,умение подбирать слова-признаки и синонимы к словам;
  • — Развивать мелкую и общую моторику;
  • Коррекционно – воспитательные:
  • — Воспитывать любовь к образному языку;
  • — Воспитывать у детей умение замечать красоту русской зимы;
  • — Формировать навыки сотрудничества и взаимопомощи;
  • Оборудование:
  • Мнемотаблицы, опорные картинки, сюжетные картинки по теме «Зима», картинки на сходство и различие «Снеговики», «Снежинки».
  • Ход занятия:
  • Организационный момент.
  • Сообщение темы занятия.
  • Логопед:
  • — Ребята вы любите слушать сказки?
  • — Чем они вам нравятся?
  • — Назовите любимые сказки.
  • Дети отвечают.
  • Логопед:
Читайте также:  Краткое содержание иван фёдорович шпонька и его тётушка гоголя за 2 минуты пересказ сюжета

«Сегодня мы свами познакомимся с еще одной сказкой. Написал ее К. Ушинский, она о зиме. Ушинский очень любил зиму. О зиме писали и другие писатели Бунин и Есенин, и Тютчев. У каждого свое отношение к зиме,которое он выражает в своих рассказах, сказках, стихах. У кого-то она волшебница, красавица или чародейка. Помните, как мы читали стихи Есенина «Идет зима аукает…» или стихи Тютчева «Чародейка зима». А вот у Ушинского зима показана в образе злой старухи, которая пытается всех заморозить. Удалось ли ей это сделать, мы узнаем из содержания сказки».

Логопед:

«Я буду читать сказку, а вы внимательно слушайте и запоминайте. Вы можете закрыть глаза. А звуки музыки помогут вам воссоздать точную картину происходящих событий. Звучит музыка Чайковского «Зимнее утро»

  1. Логопед: «Вот и закончилась сказка, но я заметила, что не все дети внимательно слушали сказку, отвлекались».
  2. Логопед:
  3. — Давайте повторим.
  4. — С чего все началось?
  5. — До кого добралась зима первой?
  6. Дети:  — До птиц!
  7. Логопед: — Птицы испугались?
  8. Дети: — Нет, они улетели в теплые края, а те, что остались из лесов перебрались ближе к жилищу человека.
  9. Логопед: — После птиц зима на кого накинулась?
  10. Дети: — На зверей.
  11. Логопед: — А как звери спасались от стужи?
  12. Дети:
  13. — Медведь лапу в берлоге сосал.
  14. — Белка орешки грызла вдупле.
  15. — Зайчик быстро прыгал,чтобы не замерзнуть.
  16. Логопед: — Кого же еще хотела заморозить зима?
  17. Дети: — Рыб, но они не испугались, ушли под лед.
  18. Логопед: — И зима подумала, кого же ей еще донять?
  19. Дети: — И она стала донимать людей.
  20. Логопед: — Почему зиме не удалось заморозить людей?
  21. Дети: — Люди затопили печи, пекут блины, над зимой посмеиваются.
  22. Логопед: — Что показалось зиме обиднее всего?
  23. Дети: — Обидно ей, что даже малые ребятишки её не боятся, катаются на санях, на коньках, играют в снежки.
  24. Логопед: — Почему зима заплакала?
  25. Дети: — От злости, ей не удалось ни кого заморозить.
  26. Логопед: — Как вы поняли, что весна недалеко?
  27. Дети: — Засияли зимние слезы – капели, видно, что весна недалеко.
  28. Зрительная гимнастика:
  29. Логопед:
  30. — Теперь перескажите сказку, а помогут вам вот эти картинки.
  31. Дети раскладывают картинки по порядку и составляют рассказ.
  32. Логопед: — Какая зима в этой сказке?
  33. Дети: — Злая, суровая, холодная, сердитая.
  34. Логопед: — А дети какие.
  35. Дети: — Веселые, радостные, деловые.
  36. Логопед: — Давайте, покажем как дети лепят снеговика.
  37. Дети проговаривают и выполняют движения.
  38. Давай дружок, смелей дружок!
  39. Кати по снегу свой снежок.
  40. Он превратится в снежный ком
  41. И станет ком снеговиком,
  42. Его улыбка так светла:
  43. Два глаза, шляпа, нос, метла.
  44. Игра «Будь внимательным».

Логопед: — Перед вами две картинки, на которых нарисованы снеговики. Найдите сходство и различие. Объясните, чем они отличаются.

  • Дети отвечают.
  • Игра «Скажи иначе».
  • Подбор слов синонимов. Я буду читать предложения, а вы будите заменять слова в этих предложениях другими словами  близкими по смыслу
  • Логопед: — Зима пришла, полетели белые мухи.
  • Дети: — Снежинки.
  • Логопед: — Холодно, голодно птицам забили они тревогу.
  • Дети: — Заволновались.
  • Логопед: — До поры, до времени вся рыба вглубь ушла.
  • Дети: — До определенного срока.
  • Логопед: — Ни как зима в толк не возьмет, почему ее никто не боится.
  • Дети: — Не поймет.
  • Логопед: — Опустила голову старуха-зима и заплакала.
  • Дети: — Опечалилась.
  • Окончание занятия.

Занятие окончено. Дома расскажите мамам сказку и нарисуйте один из эпизодов, что вам особенно запомнился.

Источник: https://www.pdou.ru/categories/1/articles/3044

К. Ушинский. Проказы старухи-зимы

Дополнительное чтение

Ответы к стр. 57

1. Перечитай первый и последний абзацы текста. Какой показана старуха-зима? Изменилась ли она к концу сказки? Найди ответы. Подчеркни.

Константин Ушинский
Проказы старухи-зимы

Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.
Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать.

Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился.
Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом.

Идут морозы один другого злее, с ёлки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают. Не испугалися звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.

Пуще злится зима – до рыб она добирается: посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озёрам, по рекам мосты строят. Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее.

– Ну, постой же, – думает зима, – дойму я людей, и шлёт мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери, так что брёвна лопаются. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются.

Случится кому за дровами в лес ехать – наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт. По дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись: от лошадей пар валит, извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подёргивают, морозцы похваливают.

Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки – и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают да ещё мороз кличут: «Приди-ка пособить!» Щипнёт зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снегу, давай тереть – и разгорится у него лицо, как огонь.
Видит зима, что ничем ей не взять, заплакала со злости. Со стрех зимние слёзы закапали… видно, весна недалёко!

Старуха-зима злая на протяжении всей сказки, а в финале она просто сдаётся от своего бессилия.

2∗. Перечитай сказку и заполни таблицу словами из текста.

До кого добиралась старуха-зима, кого донимала? Как животные и люди встречали зиму и морозы?
1. Прежде всего она стала до птиц добираться. 1. Стали птицы стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны.
2. Накинулась она на зверей. 2. Не испугалися звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.
3. До рыб она добирается. 3. Рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее.
4. Решила донять людей. 4. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать – наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт. Извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подёргивают, морозцы похваливают. Малые ребятишки – и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают да ещё мороз кличут.

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Рабочая тетрадь №1. 2 класс. Ефросинина Л. А. 2014 г.

ГДЗ. 2 класс

Источник: https://e-razumniki.ru/k-ushinskij-prokazy-staruxi-zimy/

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе. Пересказ рассказа К. Ушинского «Проказы старухи зимы» план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

  • Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 комбинированного вида  Курортного района
  •  Санкт – Петербурга
  • Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе.
  • Пересказ рассказа  К. Ушинского   «Проказы старухи  зимы»

Воспитатель

Батурова Мария Владимировна

2018 год

Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи:

 1. Формирование действий целенаправленного восприятия текста

 2. Развитие навыков планирования пересказа текста (с опорой на наглядность).

3. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний

 4. Активация словаря по теме «Зима», закрепление навыка подбора синонимов, антонимов, родственных слов

 5. Работа над интонационной выразительностью речи

 Методические приемы:

 Беседа, загадки, рассматривание иллюстраций, лексико-грамматические упражнения (подбор антонимов, синонимов, родственных слов); чтение рассказа, сюрпризный момент

 Оборудование: коробка с карточками,  на которых изображены приметы зимы, графические схемы для пересказа, мольберт

Предварительная работа:

1. Введение в ситуацию

Л. Сегодня ребята, мы с вами отправимся в гости, а вот куда мы отправимся, вы узнаете, когда отгадаете загадку (дети садятся на стульчики). Воспитатель:

Читайте также:  Краткое содержание сухово-кобылин дело за 2 минуты пересказ сюжета

Замела я все вокруг,Прилетев из царства вьюг.Осень, лучшую подружку,Я отправила на юг.Я морозна и белаИ надолго к вам пришла.

  1. Ребята, о каком времени года идет речь?
  2. Дети: о зиме
  3. Воспитатель:
  4. Правильно, сегодня мы отправимся в гости к зиме!
  5. 2 .Актуализация
  6. Воспитатель:

У меня есть коробочка, она не простая, в ней лежат карточки с рисунками. К каждой карточке надо придумать слова, давайте посмотрим. (Достает карточки, дети придумывают слова прилагательные к существительным)

Карточки:

  • Слово «ЗИМА»   — зима какая?(Снежная, морозная, красивая и т.д.)
  • «Снежинка»- снежинка, какая?  (легкая, белая, воздушная и т.д.)
  • «Лед»- лед, какой? (прозрачный, твердый, холодный и т.д.)
  • «Елка»-  елка, какая? (зеленая, красивая, праздничная, нарядная и т.д.)
  • «Снеговик» — снеговик, какой? (белый, веселый, забавный, смешной и т. д.)

Воспитатель:

Молодцы, вот как много слов  мы придумали. А теперь вспомните, что мы говорили. Какая зима бывает? (дети перечисляют все признаки зимы) 

3. Затруднение в ситуации  4.Открытие нового

Воспитатель:

 Ребята, очень много написано сказок, рассказов, стихов, загадок о зиме. — Сегодня мы познакомимся с новым рассказом Константина Ушинского «Проказы старухи Зимы»

Чтение рассказа «Проказы старухи Зимы». Ребята слушают произведение.

  • После чего, обсуждая с воспитателем  каждую часть рассказа, решают, что можно изобразить в каждой клеточки мнемотаблицы.  
  • Беседа по произведению
  •  Воспитатель: у меня есть пустая таблица, мы будем вспоминать рассказ и заполнять таблицу
  • -что зима сделала с птицами, куда они собрались?

Дети: стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны.

  1. -что можно нарисовать в первой клеточке нашей таблицы? 
  2. Дети: птицу
  3. Воспитатель:
  4. — как зима решила зверей напугать? 

Дети: Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают.

  •  Воспитатель:
  • -а что звери сделали?
  • Дети: Не испугались звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.
  • -что можно нарисовать во второй клеточке нашей таблицы? 
  • Дети: зверей
  • Воспитатель:
  • -что же происходит с рыбами зимой?
  •  Дети: Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее.
  • -что можно нарисовать в третьей клеточке нашей таблицы?
  •  Дети: рыб
  • Воспитатель:
  • -а как зима людей решила напугать?

Дети: шлёт мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери, так, что брёвна лопаются.

-что же люди стали делать?

Дети: затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются. Случится, кому за дровами в лес ехать — наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт.

  1. -а как же дети встретили проказы зимы? 
  2. Дети: Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают
  3. -что можно нарисовать в четвертой клеточке таблицы? 
  4. Дети: взрослых и детей
  5. Заполняем таблицу
  6. 5. Динамическая пауза
  7. «Снежинки-балеринки».
  8. Дети бегут по кругу и кружатся со словами:

Под музыку вьюгиКружатся подруги,Кружатся снежинки —

Зимы балеринки.

Устали кружиться (дети приседают).На землю присели,Заслушались музыкой

Зимней метели.

Лишь миг отдохнули —И снова их ветерЗаставил кружиться (дети кружатся)

В веселом балете

  • 5. Включение нового знания (способа действий) в систему знаний и умений ребенка
  • Повторное чтение рассказа, пересказ с помощью мнемотаблицы.
  • 6.Осмысление (итог)
  • Воспитатель: сегодня мы с вами познакомились с каким произведением,

кто его автор? Что  особенно понравилось вам в этом рассказе? Давайте нарисуем с вами рисунки по этому произведению.

Приложение 1

Константин Ушинский «Проказы старухи зимы»

Разозлилась старуха зима, задумала она всякое дыхание со света сжить.

Прежде всего, она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.

Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился.

Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом.

Идут морозы один другого злее, с ёлки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают.

Не испугалися звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.

Пуще злится зима — до рыб она добирается: посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озёрам, по рекам мосты строят. Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее.

«Ну, постой же, — думает зима, — дойму я людей», — и шлёт мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери, так, что брёвна лопаются. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются.

Случится кому за дровами в лес ехать — наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт.

По дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись: от лошадей пар валит, извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подёргивают, морозцы похваливают.

Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки — и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают да ещё мороз кличут: «Приди-ка пособить!» Щипнёт зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снегу, давай тереть — и разгорится у него лицо, как огонь.

Видит зима, что ничем ей не взять, заплакала со злости. Со стрех зимние слёзы закапали… видно, весна недалёко! 

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/03/17/konspekt-nepreryvnoy-obrazovatelnoy-deyatelnosti-po-rechevomu

Конспект урока чтения на тему: К. Ушинский «Проказы старухи зимы» (3 класс)

  • Конспект урока чтения в 3 классе
  • Тип урока: урок изучения нового материала
  • Тема урока: К. Ушинский«Проказы старухи зимы» (сказка)
  • Цели урока:
  1. Учить анализировать прочитанное на основе знакомства со сказкой К. Ушинского «Проказы старухи зимы».

  2. Развивать зрительное и слуховое внимание через анализ текста посредством вопросов

  3. Воспитывать умение слушать друг друга

  1. Оборудование: карточки со стихотворениями, картинки «Птицы зимой», «Звери зимой», «Люди зимой».
  2. Программные требования:
  3. Учащиеся должны уметь:
  4. а) осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над
  5. ним под руководством учителя;
  6. б) трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;  в) отвечать на вопросы по прочитанному;  г)  высказывать свое отношение к поступку героя, событию;  д) пересказывать содержание прочитанного;  е) устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
  7. Ход урока

Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. У нас у всех хорошее настроение, тихонечко садитесь, начнем урок.

II. Речевая зарядка

— У вас на партах лежат тексты стихотворений. Давайте немного потренируемся и прочитаем стихотворение, чтобы в дальнейшем правильно читать слова.

  • Я у бабушки в саду
  • Я у бабушки в саду
  • Много вкусного найду:
  • Ежевику и малину
  • Тают ягоды во рту.
  • Вот крыжовника кусты,
  • Но они не так просты.
  • — Прочитайте это стихотворение про себя.
  • — Альбина, прочитай это стихотворение.
  • — А теперь читаем хором.
  • — Ребята, скажите, о чем это стихотворение? (о том, что у бабушки много ягод в саду)
  • — Скажите, а почему у крыжовника кусты не так просты? (потому что они колючие, у них есть иголки)
Читайте также:  Краткое содержание маяковский мистерия-буфф за 2 минуты пересказ сюжета

— А у вас есть сад или огород? Что там растет? А ягоды там есть? Какие?

— Прочитаем еще раз это стихотворение хором.

— Миша, прочитай это стихотворение выразительно. Молодец, Миша, ты прочитал целыми словами, выразительно. Мне понравилось. (спрашиваю еще 3 ребят)

  1. — Молодцы!
  2. III. Проверка домашнего задания
  3. — Ребята, давайте вспомним, какой рассказ мы читали на прошлом уроке? («Река стала»)

— Кто автор? (Д. Мамин-Сибиряк)

— Откройте учебники на странице 129. Найдите в тексте и зачитайте, почему мальчики оказались в воде? (…кто-то упал, на него упал другой и лед не выдержал нашей тяжести, он треснул…)

  • — Найдите в тексте и зачитайте, как мальчики пытались выбраться на лед?
  • — С помощью каких средств удалось спасти мальчиков? ( веревки и доски)
  • — Расскажите, как удалось спасти мальчиков?

— А вы знаете о правилах поведения на льду? Расскажите о них?

— Хорошо, молодцы. Мне понравилось, как вы поработали дома! (выставление отметок)

  1. IV. Подготовительная работа
  2. Скажите, какое сейчас время года? (зима)
  3. Подойдите к окну, посмотрите, что вы видите за окном?
  4. А теперь посмотрите на доску и расскажите, что происходит зимой с природой? (вывешивается картинка)
  5. Расскажите, а чем занимаются люди зимой? (вывешивается картинка)
  6. А что происходит с птицами? (рассказ по картинке)
  7. С животными? (рассказ по картинке)
  8. Таким образом, зимой и люди, и птицы, и животные ведут особый образ жизни.

Сегодня мы с вами прочитаем сказку К. Ушинского «Проказы старухи зимы». Будем учиться читать правильно, целыми словами и учиться пересказывать по плану. Обратите внимание, как автор подробно изображает действия старухи-зимы и поведение живой природы.

V. Первичное восприятие текста

— Сейчас закройте книги, положите их на край стола. Сами сядьте ровненько, руки положите перед собой.

— Я буду читать, вы внимательно слушайте. Вам нужно ответить на вопрос, кого хотела заморозить зима? (чтение сказки)

  • — Так кого же хотела заморозить зима?
  • VI. Повторное чтение учащимися и анализ содержания
  • А) чтение трудных слов
  • — Когда будете читать сказку, вам встретятся трудные слова, давайте разберем их. (на доску вывешиваются карточки со словами)
  • Запорошила снегом (занесла снегом)
  • Оконница (часть окна)
  • Подсобить (помочь)
  • Хлев (помещение, где живут домашние животные: коровы, лошади)
  • — Ребята, прочитайте это словосочетание про себя.
  • — Аня, прочитай словосочетание.
  • — А теперь читаем хором

— Как вы понимаете, запорошила снегом? Запорошила – занесла снегом.

  1. — Прочитайте следующее слово.
  2. — Толя, прочитай слово.
  3. — Читаем хором.

— Кто знает, что такое оконница? (оконница – часть окна) Посмотрите на окно, вот это оконница. (показываю на окне)

  • — Прочитайте третье слово про себя.
  • — Рома, прочитай слово.
  • — Теперь читаем хором.
  • — Ребята, как вы понимаете слово подсобить? (подсобить – помочь)
  • — Читаем последнее слово про себя.
  • — Саша, прочитай слово.
  • Читаем хором.
  • — Кто знает, что такое хлев? (Хлев – помещение, где живут домашние животные: коровы, лошади)
  • — Итак, мы с вами разобрали трудные слова.
  • Б) чтение про себя
  • Теперь мы готовы читать эту сказку.

Откройте учебники на странице 130. Все открыли?

Сейчас прочитайте сказку про себя, потренируйтесь, как следует, чтобы вслух читать красиво и целыми словами. При чтении обращайте внимание на трудные слова, которые мы разобрали. Если вам встретятся еще какие-нибудь трудные слова, подчеркните их простым карандашом. При чтении обращайте внимание на знаки препинания и думайте, с какой интонацией нужно читать эти строчки.

  1. Начинайте читать вполголоса.
  2. Остановились.
  3. Физминутка
  4. — А сейчас отдохнем.
  5. Руки вверх поднимем – раз,
  6. Выше носа, выше глаз.
  7. Прямо руки вверх держать,
  8. Не качаться, не дрожать.
  9. Три опустили руки вниз,
  10. Стой на месте не вертись.
  11. Вверх раз, два, три, четыре, вниз.
  12. Повторяем, не ленись.
  13. Будем делать повороты,
  14. Выполняйте все с охотой
  15. Раз – налево поворот,
  16. Два – теперь наоборот.
  17. Так ничуть не торопясь,
  18. Повторяем 8 раз.
  19. — Тихонечко садитесь.
  20. В) чтение текста по частям и анализ
  21. — Сейчас будем читать вслух, по частям.

I часть – Начинает читать Ваня. Остальные внимательно следят, потом будем отвечать на вопросы. (текст разделен на 5 подчастей) Продолжает читать Миша. Остановились.

— Скажите, как зима решила расправиться с птицами? (подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам)

— Что сделали птицы? (собрались стайками и полетели за высокие горы, за синие моря, в теплые страны)

— II часть – Следующую часть читает Толя. Остальные внимательно слушают. Продолжает Аня.

— Скажите, как звери спасаются зимой от мороза? (одни шубы теплые надели, другие в теплые норы запрятались)

— А как медведь спасается? (медведь лапу сосет в берлоге) А как белка? (белка орешки грызет) А домашние животные: коровы, лошади? (лошади и коровы в теплых хлевах сено жуют, теплое пойло пьют)

III часть – продолжает читать Альбина. Спасибо, Альбина.

  • — Скажите, что сделала зима с реками и озерами? (замерзли реки и озера)
  • — Куда спрятались рыбы? (рыба вся вглубь ушла)
  • IV часть – Дальше читает Рома.
  • — Расскажите, как люди приготовились к зиме? (люди затопили печки, пекут блины горячие, да над зимой посмеиваются)

— V часть – читает Саша А. Продолжает читать Саша С.. Остановились.

— Почему не боятся зимы дети? (они катаются на коньках, на салазках, в снежки играют, баб лепят)

— Почему зиме стало обидно? Ответ найдите в тексте. (видит зима, что ничем ей не взять: заплакала со злости)

  1. Г) чтение текста целиком
  2. Сейчас будем полностью читать этот текст, целыми словами, выразительно.
  3. Ваня читает, остальные внимательно следят.
  4. Молодец, ты прочитал хорошо, соблюдал все знаки препинания.

Дальше читает Валя. Молодец, Рома. Мне понравилось, как ты прочитал, но тебе нужно потренироваться над выразительностью.

Следующий читает Ирина.

Молодец. Очень хорошо прочитал. Выразительно, красиво.

VI. Заключительная работа

— Сейчас давайте разделим сказку на части и озаглавим эти части.

— Скажите, кого первым зима решила заморозить? (птиц) Как можно озаглавить эту часть? Что в этой части главное? (Зима, решила заморозить птиц, птицы и зима)

— Итак, первую часть мы озаглавили: Зима и птицы (записываю на доске)

— Кого следующим решила заморозить зима? (зверей) Кто догадался, как озаглавим эту часть? (Зима и звери, записываю на доске)

— Кого еще пыталась заморозить зима? Как озаглавим? (зима и рыбы)

— Кого решила заморозить зима после рыб? (людей) Как можно озаглавить эту часть? (Зима и взрослые люди)

— И последними она решила заморозить …? (детей)) Как озаглавим? (Зима и дети)

— Итак, мы с вами разделили сказку на части и озаглавили эти части.

— Кто перескажет сказку вот по этому плану? Паша, выходи.

— Молодец, Сережа. Ты очень хорошо пересказал сказку.

VII. Домашнее задание

Дома вам нужно будет подготовить пересказ сказки вот по этому плану. (выдаются карточки с планом)

Дифференцированный подход: Саша А. и Саша С. выдаются карточки с опорными словами.

  • VIII. Итог
  • Скажите, как называется сказка, которую мы прочитали?
  • Кто автор сказки?

Какой отрывок вам понравился больше всего? Чем?

Вас убедил автор, что зима – настоящая волшебница.

Урок окончен. Всем спасибо за урок.

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-chteniya-na-temu-k-ushinskiy-prokazi-staruhi-zimi-klass-1336162.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector