Краткое содержание рассказов гёте за 2 минуты

Первая часть. Фауст, который долбил юриспруденцию, изучил медицину, но дураком как был — так и остался. Тотально разочаровался в науке, в любых средствах познания. Ему кажется, что жизнь его истрачена не на то. Является случайно им вызванный Мефистофель, сначала в образе черного пуделя. Покинуть сразу Фауста он не может: вызывая духа, тот неправильно нарисовал пентаграмму, и Мефистофель оказался заперт в комнате.

Мефистофель, конечно, появился не по своей воле. И даже не потому, что вызвал его Фауст. Просто существует божественный план. В «Прологе на небе», среди торжествующего грома Господь вызывает Мефистофеля и спрашивает, знает ли тот Фауста.

Краткое содержание рассказов Гёте за 2 минуты

В этом диалоге заключается завязка, хрестоматийно напоминающая Книгу Иова, но с другой проблематикой.

Первый ее узел — вопрос о пределах человека: есть ли для него некоторый предел устремлений или человек — это проект без конкретных вариантов финала, то есть это такое же бесконечное начало, как Господь? Если Фауст в какой-то момент осознает себя довольным, а свой путь — свершенным, тогда его душа может отправляться в ад. Если же для него нет предела, то есть он доказывает свое богоравенство, тогда Мефистофель посрамлен, и проект «Человек» не обречен.

После заключения спора Мефистофель излагает Фаусту условия пари, на которые Фауст соглашается:

Краткое содержание рассказов Гёте за 2 минуты

Фауст соглашается на то, чтобы вначале ему показали все соблазны частной жизни. Им и посвящена в основном первая часть «Фауста».

После того как в «Кухне ведьмы» Мефистофель предлагает Фаусту отведать эликсир вечной молодости, сразу два обывательских штампа должны бы овладеть фаустовской душой: соблазн плотской любви и соблазн поверхностно усвоенного оккультизма. В «Кухне ведьмы» Мефистофелю демонстрируются фокусы вместо волшебства.

Далее происходит еще один немецкий сюжет — влюбленность в Гретхен (Маргариту). Идеальная немецкая девушка: чистая, богобоязненная, страстно любящая свою семью. Очень молодая (ей 14 лет). Классический объект бюргерских вожделений.

Далее разворачивается основной сюжет первой части: помолодевший старик Фауст, человек бесконечно сложно работающей мысли, губит все вокруг себя.

Сначала Маргарите подбрасывается якобы снотворное снадобье, от которого заснет мать, и будет свободен вход в девичью комнату. Мать от этого снадобья умирает. Потом Гретхен гуляет с Фаустом, ее узнает брат Валентин.

Происходит чудовищная сцена, в которой Мефистофель, тайно направляя руку Фауста, фехтуя вместе с ним, убивает Валентина, не выражая при этом ни малейшего раскаяния.

Далее Мефистофель помогает Фаусту (он обладает способностью видеть клады) добыть шкатулку с украшениями.

В третьем-четвертом действии происходит роковой перелом. Если сначала Мефистофель — плут, балагур, веселый шутник, выпивоха, то к концу первой части это уже олицетворение цинизма и злобы.

Фауст начинает об этом догадываться, а заодно понимает, что пора платить, что загубил жизнь Гретхен, отнял у нее чистые, детские представления о Боге.

Мефистофель временно отвлекает Фауста, и пока тот проводит, как ему кажется, одну ночь на Брокене, Гретхен успевает родить от него дочь, утопить ее в ручье и попасть в тюрьму. Назавтра ее должны казнить.

Ее облик, с красной полосой вокруг шеи, в колодках появляется перед Фаустом во время Вальпургиевой ночи. Фауст требует ее спасать. Она отказывается и, безумная, гибнет в тюрьме. Фауст и Мефистофель в последний момент скрываются оттуда. На этом заканчивается первая часть.

**Вторая часть.

Действие начинается с того, что Фауст осознал для себя всю невозможность, иллюзорность любых земных соблазнов. Все земные радости кончились. Началась борьба ума за новые сферы. Этот неукротимый дух просвещения решил отвоевать полоску моря для плодородия, земледелия.

Но проблема в том, что там стоит домик престарелых супругов Филемона и Бавкиды, которые за свое место под солнцем держатся до последнего. Мефистофель убивает и супругов, и их ни в чем не повинного гостя. И начинается строительство, которое, как считает Фауст, принесет человечеству счастье.

Но Фауст к старости ослеп (его ослепил дух по имени Забота). Ослепленный заботливо Мефистофелем, он произносит монолог о том, как просвещение преобразит мир. На самом деле Фаусту роют могилу, причем не рабочие, а лемуры, слуги Мефистофеля.

И Фауст, уже готовый крикнуть «остановись, мгновенье!» (ведь он осчастливил человечество), проваливается в вырытую могилу.

Но у трагедии имеется эпилог, где Фауст оправдан. Одна из грешниц, прежде называвшаяся Гретхен, молится за его душу, прощает его. И душу Фауста уносят на небеса ангелы.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1463675-faust-gete-kakoe-kratkoe-soderzhanie-gde-chitat-schachat.html

Иоганн Вольфганг Гете краткая биография

Краткое содержание рассказов Гёте за 2 минуты

Иоганн Вольфганг фон Гёте  — немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель.

Родился  Гете 28 августа 1749 года в Франкфурт-на-Майне в богатой буржуазной семье. Его отец — императорский советник, юрист, мать – дворянка, дочь франкфуртского старейшины.

Уже в детстве Иоганн начал проявлять поражающие способности к науке. Уже в семь лет он знал несколько языков, кроме того, в этом возрасте он начал писать свои первые стихи и сочинять пьесы. Талантливый ребенок много читал и пытался максимально пополнять свой багаж знаний.

В 1765 году Гете становится студентом Лейпцигского университета, где должен был изучать правоведение. В это время он впервые влюбляется, и это стало поводом для создания лирического сборника стихов «Аннетте» (1767 год).

Серьезная болезнь в 1768 году едва не поставила последнюю точку в биографии Иоганна Гете, заставив молодого человека оставить обучение в университете, которое он смог продолжить лишь в 1770 году в Штрассбурге. Здесь наряду с приобретением юридических знаний, он изучал естественные науки и медицину.

В 1771 г. после защиты диссертации Гете становится доктором права.

В 1772 году Гете переезжает в город Вецлар на юридическую практику. Именно в этом городе поэт переживает муки неразделенной любви к невесте своего друга Шарлотту Буфф. Свои глубокие переживания и терзания Гете изобразил в своем произведении «Страдания юного Вертера» — этот роман сделал поэта знаменитым.

В 1775 году Иоганн Гете получает предложение от своего близкого друга,  принца Карла-Августа, поступить на государственную службу. Он соглашается и поселяется в Веймаре.

Известный писатель и поэт, имея широкие полномочия, контролировал финансы, состояние дорог, просвещение. За свои успехи на этом поприще Гете в 1782году был возведен в сан дворянина, а в 1815 году становится первым министром в правительстве Карла-Августа.

1791 год ознаменовался открытием в городе  театра, что произошло при непосредственном участии писателя.

В 1784 году Гете открывает межчелюстную кость человека, а в 1790 году выходит трактат «Опыт метаморфозы растений».

Когда Гете было уже почти шестьдесят лет, он сочетался гражданским браком с Кристианой Вульпиус, своей возлюбленной и матерью его детей, несмотря на то, что она простолюдинка, а это вызывало протест общества.

В 1808- первая часть трагедии «Фауст» выходит в свет. Конец работы над «Фаустом» приходится на 1831 год.

Гениальный литератор ушел из жизни 22 марта 1832 года, оставив свое гениальное наследие, в виде множества стихов, баллад, пьес, романов, научных работ в сфере анатомии, геологии, минералогии, физике.

Источник: https://kratkoe.com/iogann-volfgang-gete-kratkaya-biografiya/

Краткое содержание «Эгмонт»

Действие трагедии происходит в Нидерландах, в Брюсселе, в 1567—1568 гг., хотя в пьесе события этих лет разворачиваются в течение нескольких недель.

На городской площади горожане состязаются в стрельбе из лука, к ним присоединяется солдат из войска Эгмонта, он легко обыгрывает всех и угощает за свой счет вином. Из разговора горожан и солдата мы узнаем, что Нидерландами правит Маргарита Пармская, которая принимает решения с постоянной оглядкой на своего брата, короля Испании Филиппа.

Народ же Фландрии любит и поддерживает своего наместника графа Эгмонта, славного полководца, не раз одерживавшего победы. К тому же он намного терпимее относится к проповедникам новой религии, которая проникает в страну из соседней Германии.

Несмотря на все старания Маргариты Пармской, новая вера находит много сторонников среди простого населения, уставшего от гнета и поборов католических священников, от постоянных войн.

Во дворце Маргарита Пармская вместе со своим секретарем, Макиавелли, составляет отчет Филиппу о волнениях, происходящих во Фландрии, главным образом на религиозной почве. Чтобы принять решение о дальнейших действиях, она созвала совет, на который должны прибыть наместники нидерландских провинций.

В этом же городе, в скромном бюргерском доме живет девушка Клара со своей матерью. Время от времени к ним заходит сосед Бракенбург. Он явно влюблен в Клару, но та уже давно привыкла к его привязанности и воспринимает его, скорее, как брата. Недавно в ее жизни случились большие перемены, в их дом стал наведываться сам граф Эгмонт.

Он заметил Клару, когда проезжал по их улице в сопровождении своих солдат и все приветствовали его. Когда Эгмонт неожиданно появился у них, девушка окончательно потеряла из-за него голову.

Мать так надеялась, что ее Клэрхен выйдет замуж за добропорядочного Бракенбурга и будет счастлива, но теперь понимает, что не уберегла дочь, которая только и ждет, когда наступит вечер и появится ее герой, в котором теперь весь смысл ее жизни.

Граф Эгмонт занят вместе со своим секретарем разбором своей корреспонденции. Здесь и письма простых солдат с просьбой выплатить жалованье, и жалобы солдатских вдов на то, что им нечем кормить детей. Есть и жалобы на солдат, которые надругались над простой девушкой, дочерью трактирщика.

Читайте также:  Краткое содержание ионеско носороги за 2 минуты пересказ сюжета

Во всех случаях Эгмонт предлагает простое и справедливое решение. Из Испании пришло письмо графа Оливы. Достойный старец советует быть Эгмонту осторожнее. Его открытость и опрометчивые поступки не доведут до добра.

Но для смелого полководца свобода и справедливость превыше всего, а потому ему трудно соблюдать осторожность.

Приходит принц Оранский, он сообщает, что из Испании во Фландрию направляется герцог Альба, известный своей «кровожадностью». Принц советует Эгмонту удалиться в свою провинцию и там укрепиться, сам он поступит именно так.

Он также предупреждает графа, что в Брюсселе ему грозит гибель, но тот не верит ему. Чтобы отвлечься от грустных мыслей, Эгмонт отправляется к своей любимой Клэрхен. Сегодня по просьбе девушки он пришел к ней в наряде рыцаря Золотого руна.

Клэрхен счастлива, она искренне любит Эгмонта, и он отвечает ей тем же.

Тем временем Маргарита Пармская, узнавшая также о прибытии герцога Альбы, отрекается от престола и покидает страну. В Брюссель прибывает с войсками испанского короля Альба. Теперь, по его указу, запрещено горожанам собираться на улицах. Даже если двух людей заметят вместе, то сразу бросают в тюрьму за подстрекательство.

Наместнику испанского короля повсюду мерещится заговор. Но главные его противники — это принц Оранский и граф Эгмонт. Он пригласил их в Куленбургский дворец, где приготовил им ловушку. После свидания с ним их арестуют его офицеры. Среди приближенных Альбы и его внебрачный сын Фердинанд.

Молодой человек очарован Эгмонтом, его благородством и простотой в общении, его героизмом и смелостью, но он не в силах перечить планам своего отца. Незадолго до начала аудиенции гонец из Антверпена привозит письмо от принца Оранского, который под благовидным предлогом отказывается прибыть в Брюссель. Появляется Эгмонт, он спокоен.

На все претензии Альбы по поводу волнений в Нидерландах он отвечает с учтивостью, но в то же время его суждения о происходящих событиях достаточно независимы. Граф заботится о благе своего народа, его независимости.

Он предупреждает Альбу, что король идет по неверному пути, стремясь «втоптать в землю» людей, которые преданы ему, они же рассчитывают на его поддержку и защиту. Герцог не способен понять Эгмонта, он предъявляет ему приказ короля арестовать его, отбирает личное оружие графа, и стражники уводят его в тюрьму.

Узнав о судьбе своего любимого, Клэрхен не в силах оставаться дома. Она бросается на улицу и призывает горожан взять в руки оружие и освободить графа Эгмонта. Горожане лишь сочувственно смотрят на нее и в страхе расходятся. Бракенбург увлекает Клэрхен домой.

Граф Эгмонт, впервые в жизни утративший свободу, тяжело переживает свой арест. С одной стороны, вспоминая предостережения друзей, он чувствует, что смерть где-то совсем рядом, и он, безоружный, не в силах защитить себя. С другой стороны, в глубине души он надеется, что Оранский все же придет ему на выручку или народ сделает попытку освободить его.

Суд короля единогласно выносит Эгмонту приговор — смертная казнь. Узнает об этом и Клэрхен. Ее мучит мысль, что она не в силах помочь своему могущественному возлюбленному.

Пришедший из города Бракенбург сообщает, что все улицы заполонили солдаты короля, а на рыночной площади возводят эшафот. Понимая, что Эгмонт неминуемо будет убит, Клэрхен выкрадывает у Бракенбурга яд, выпивает его, ложится в постель и умирает.

Ее последняя просьба — это позаботиться о стареющей матери.

О решении королевского суда сообщает Эгмонту офицер Альбы. Графа обезглавят на рассвете. Вместе с офицером попрощаться с Эгмонтом пришел сын Альбы — Фердинанд.

Оставшись с графом наедине, молодой человек признается, что всю свою жизнь он считал Эгмонта своим героем.

И теперь ему горько осознавать, что он ничем не может помочь своему кумиру: отец все предусмотрел, не оставив никакой возможности для освобождения Эгмонта. Тогда граф просит Фердинанда позаботиться о Клэрхен.

Узник остается один, он засыпает, и во сне ему является Клэрхен, которая венчает его лавровым венком победителя. Проснувшись, граф ощупывает свою голову, но на ней ничего нет. Брезжит рассвет, раздаются звуки победной музыки, и Эгмонт направляется навстречу стражникам, пришедшим вести его на казнь.

Источник: https://all-the-books.ru/briefly/gete-iogann-egmont/

«Фауст» (Гёте)

Цитата: «Лишь тот достоин жизни и свободы, / Кто каждый день идёт за них на бой» (пер. Б. Л. Пастернака).

Знаменитая цитата из «Фауста» «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» — вовсе не является цитатой. Это поэтическая интерпретация (по всей видимости, принадлежащая перу Александра Яхонтова) строк, которые в переводе Б. Л. Пастернака звучат следующим образом: «Мгновенье! / О как прекрасно ты, повремени!»

Язык оригинала: немецкий.

Основные переводы: Б. Л. Пастернака, А. А. Фета, В. Я. Брюсова.

А. С. Пушкин начал переводить «Фауста» (знаменитая цитата из этого перевода — «Мне скучно, бес»), но, к сожалению, не окончил.

Проблематика:

  • добро и зло, их противоборство в человеке;
  • познание, цель познания;
  • величие гуманистических идеалов и любви.

Смысл названия: трагедия названа по имени главного героя.

Литературное направление: творчество Гёте принято относить к так называемому веймарскому классицизму, в рамках которого люди изображались только как носители идеи. Однако в случае с Гёте это не совсем верно: Фауст описан глубже, он — человек (то есть в трагедии имеются черты романтизма и реализма).

  • Литературный жанр: трагедия.
  • Жанровые особенности: философская трагедия с лирическими и драматическими элементами.
  • Время и место действия: действие трагедии происходит в самых разных местах: небеса, кабинет Фауста, город, в котором Фауст живёт.

Действующие лица

  • Фауст — учёный, неравнодушный человек, которого тревожат вопросы бытия.
  • Мефистофель — Дьявол, падший ангел.
  • Гретхен (Маргарита) — возлюбленная Фауста.
  • Прекрасная Елена — та самая красавица, из-за которой случилась Троянская война.
  • Вагнер — сосед Фауста.

Краткое содержание

Историю о Фаусте предваряют три вступления.

Первое вступление: благодарность родным и друзьям, посвящение трагедии им.

Второе (театральное) вступление: Директор театра, Актёр и Поэт спорят о роли искусства. Директор считает, что это способ заработка, Актёр — что искусство предназначено развлекать людей, а Поэт настаивает, что искусство ищет правду и немного приоткрывает её нам.

Третье (небесное) вступление. Бог и Дьявол тоже спорят. Мефистофель утверждает, что Бог зря подарил человеку разум, ведь им никто не пользуется. Бог оспаривает это суждение и указывает на доктора Фауста: он невероятно умён и всё время совершенствуется. Мефистофель говорит, что может искусить Фауста. Если это удастся, его душа попадёт в ад, если же нет — в рай.

Часть 1

Доктор Фауст несчастен. Он посвятил всю свою жизнь изучению мира, но тайн всё равно гораздо больше, чем знаний. Фауст даже хочет прибегнуть к алхимии и вызвать духа, однако приходит его сосед Вагнер. Когда Вагнер оставляет Фауста одного, доктор решается выпить яду и покончить с собой. Но тут поют ангелы — начинается Пасха. Горько поблагодарив ангелов, Фауст идёт гулять с Вагнером.

Люди кланяются знаменитому доктору Фаусту, но он не рад славе. По дороге за Фаустом увязывается чёрный пудель. Фауст забирает его с собой, и в кабинете пудель превращается в Мефистофеля.

Мефистофель предлагает Фаусту сделку: Дьявол будет исполнять все желания Фауста, пока учёный не восхитится мгновением и не захочет его остановить. После этого душа Фауста достаётся Мефистофелю.

Фауст соглашается: загробная жизнь ему безразлична. Доктор становится молодым, кутит и развлекается как хочет, в частности — соблазняет крестьянку Гретхен (Маргариту). Чтобы увидеться с Фаустом, девушка вынуждена поить свою старушку-мать снотворным.

Однако история эта оканчивается печально: Валентин, брат Гретхен, хочет вступиться за честь сестры — и гибнет, мать Гретхен не выдерживает очередной дозы снотворного и тоже умирает.

У Гретхен рождается внебрачный ребёнок, девочка, и Гретхен убивает этого ребёнка, за что её сажают в тюрьму.

Гретхен сходит с ума в тюремной камере. Фауст поражён её обликом, он хочет, чтобы девушка сбежала с ним. Но Гретхен видит Мефистофеля, узнаёт в нём Сатану и отказывается уходить из тюрьмы: она хочет принять наказание. Голос с небес свидетельствует, что раскаяние Гретхен принято.

Часть 2

Через некоторое время Фауст просит познакомить его с прекраснейшей из женщин — Еленой. У доктора начинается роман с Еленой Прекрасной, у них рождается сын Эвфорион. Сын Фауста и Елены устремляется в небеса, оставив сверкающий след. Елена от глубокого горя буквально тает, оставляя на руках Фауста лишь свою одежду.

Фауст снова стареет, слепнет. Жизнь его разочаровывает. То, что предлагает Мефистофель, неинтересно. Только одно дело занимает его мысли: Фауст хочет сделать плотину и на завоёванном участке построить город для людей.

Эта мысль так восхищает доктора, что он выкрикивает запретные слова, прося время остановиться. Мефистофель торжествует.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов карло гоцци за 2 минуты

Однако прилетают ангелы и возносят душу Фауста в рай: он постиг истину, а значит, спас свою бессмертную душу.

Экранизация

«Фауст» (Россия, Германия, США, Франция, Япония, Великобритания, Италия, 2011, режиссёр — Александр Сокуров).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Кто такой Фауст?

Ответ. Знаменитый учёный, врач и философ, стремящийся познать жизнь.

Какая мысль привела Фауста в такой восторг, что он не смог удержаться и попросил время остановиться?

Ответ. Фауст испытал восхищение от желания помочь людям — построить для них город. Попытка остановить мгновение была для Фауста гибелью по условиям его договора с Мефистофелем. Но Фауст думал о людях, хотел им добра, и потому ангелы спасают его: сделка с Мефистофелем аннулирована.

Поделиться ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/literatura/analiz_proizvedenij_i_kratkoe_soderzhanie/laquofaustraquo_gyote.html

Автор Иоганн Вольфганг фон Гёте

Иога́нн Во́льфганг фон Гёте (нем. Johann Wolfgang von Goethe; 28 августа 1749, Франкфурт-на-Майне — 22 марта 1832, Веймар) — немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель.

  • «В отца пошел суровый мой
  • Уклад, телосложенье;
  • В мамашу — нрав всегда живой
  • И к россказням влеченье»,
  • — писал он в одном из поздних стихотворений.

Первые стихотворные опыты Гёте относятся к восьмилетнему возрасту.

Не слишком строгое домашнее обучение под наблюдением отца, а потом три года студенческой вольницы в Лейпцигском университете оставляли ему достаточно времени, чтобы удовлетворить тягу к чтению и испробовать все жанры и стили эпохи Просвещения, так что к 19 годам, когда тяжелая болезнь вынудила его прервать учебу, он уже овладел приемами стихосложения и драматургии и был автором довольно значительного числа произведений, большинство которых впоследствии уничтожил.

Специально сохранен был стихотворный сборник «Аннете», посвященный Анне Катарине Шёнкопф, дочери владельца лейпцигского трактира, где Гёте обычно обедал, и пасторальная комедия «Капризы влюбленного».

В Страсбурге, где в 1770—1771 гг. Гёте завершил юридическое образование, и в последующие четыре года во Франкфурте он был лидером литературного бунта против принципов, установленных И.Х. Готшедом (1700—1766 гг.) и теоретиками Просвещения.

Одиннадцать лет при веймарском дворе (1775—1786 гг.), где он был другом и советником молодого герцога Карла Августа, коренным образом изменили жизнь поэта. Гёте — неустанный выдумщик и устроитель балов, маскарадов, розыгрышей, любительских спектаклей, охот и пикников попечитель парков, архитектурных памятников и музеев —находился в самом центре придворного общества.

Он стал членом герцогского Тайного совета, а позднее — государственным министром, ведая прокладкой дорог, набором рекрутов, государственными финансами, общественными работами, горнорудными проектами и т.д. и многие годы провел, изучая геологию, минералогию, ботанику и сравнительную анатомию. Но более всего пользы принесло ему продолжительное ежедневное общение с Шарлоттой фон Штайн.

Эмоциональность и революционное иконоборчество периода «Бури и натиска» отошли в прошлое; теперь идеалами Гёте в жизни и искусстве являются сдержанность и самоконтроль, уравновешенность, гармония и классическое совершенство формы.

Вместо великих гениев его героями становятся вполне обычные люди ( автобиографическая книга «Поэзия и правда», романы «Годы учения Вильгельма Мейстера», «Годы странствий Вильгельма Мейстера», сборник лирических стихов «Западно-восточный диван»).

Творчество Гёте отразило важнейшие тенденции и противоречия эпохи. В итоговом философском сочинении — трагедии «Фауст» (1808—1832 гг.), насыщенной научной мыслью своего времени, — он воплотил поиски смысла жизни, находя его в деянии. На темы произведений Гёте писали музыку Я. Бетховен, Ш. Гуно.

Описание http://ru.wikipedia.org и http://citaty.su

Источник: https://librebook.me/list/person/gete_iogann_volfgang_fon

Легенда о докторе Фаусте и ее переработка Гете

Народная немецкая легенда о докторе Фаусте родилась в Средние века и была основана на суеверных рассказах о договоре человека с дьяволом.

Согласно легенде, человек идёт на сговор с нечистой силой, желая обрести магическую власть над старением, получить тайные знания и овладеть силой, способной управлять своей жизнью и жизнью других людей.

Легенда отражает языческие представления людей о существовании тайной магии, колдовстве и чудесах, прибегая к которым они могут бороться с неизбежностью смерти. Христианская церковь активно противостояла такого рода богоотступничеству, которое называла греховной ересью.

Народные легенды позднее стали ассоциироваться с конкретной исторической личностью — учёным-чернокнижником Георгом Фаустом, жившим в германском городе Гейдельберге в начале XVI века.

Впоследствии легенда о Фаусте проникла в литературу и стала основой ряда литературных сюжетов, например театральных пьес времён Шекспира и театра эпохи Возрождения, но продолжает существовать и в форме фольклорной легенды.

В середине XVIII века легенда оказалась востребованной в новой культуре Германии, и именно в силу её фольклорного происхождения была взята молодым Гёте в качестве сюжета о человеке, оказавшемся в сложной ситуации выбора между сомнением и порождаемым им искушением, с одной стороны, и подлинной жизнью — с другой.

Внутренний конфликт доктора Фауста в трагедии Гёте иной, чем в легенде и её литературных вариантах.

Фауст Гёте, заключая договор с сатаной, не стремится к простому продолжению жизненных удовольствий, он не жаждет власти или бессмертия. Фауст Гёте более всего желает поверить в то, что жизнь наделена смыслом.

Сомнения Фауста порождены его разочарованием в самых глубинных ценностях, ради которых он жил, — науке, истине, любви, дружбе, семье.

Трагедия начинается с того, что, разочарованный в традиционных средствах прийти к истине, доктор Фауст взывает к духам. Однако эти попытки оказались бесплодны, зато о сомнениях Фауста узнаёт дьявол и является к Фаусту в образе демона-искусителя Мефистофеля.

Главную идею о сущности человека Гёте вкладывает в условия договора между Фаустом и Мефистофелем.

Родился этот договор из спора: Мефистофель обещает служить Фаусту так, чтобы удовлетворять все его желания; Фауст же в презрении отвергает возможность для чёрта насытить человеческий дух:

  • Что дашь ты, жалкий бес, какие наслажденья?
  • Дух человеческий и гордые стремленья
  • Таким, как ты, возможно ли понять?

Ты пищу дашь, но не дашь насыщенья…

Отсюда рождается условие Мефистофеля, состоящее в том, что, когда Фауст воскликнет: «Мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой!», — его душа будет предана искусителю, и тот унесёт Фауста в преисподнюю.

Эта фраза также известна в переводе Б.Л.

Пастернака: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!» Смысл спора таков: жизнь человека и его поиск вечны, но если он прервёт его на мгновенье, тогда жизнь остановится, и тьма поглотит человека.

Идея трагедии «Фауст» отражает уровень развития и понимания жизни человеком Нового времени. Высказанные на рубеже XVIII и XIX веков, эти идеи оказали огромное влияние на мировую литературу и особенно на творчество Пушкина, Лермонтова и Гоголя.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. — М.: Вентана-Граф, 2016

Источник: https://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/gete_i/legenda_o_doktore_fauste_i_ee_pererabotka_gete/116-1-0-2039

Краткая биография Гёте: самое главное и важное | Литерагуру

На протяжении истории мировой литературы на нее влияло множество людей. При всем своем многообразии она состоит из стольких частей, что каждая из них рано или поздно теряется на книжных полках.

Но без некоторых авторов, которых по праву можно считать гениями, литература не смогла бы существовать в том виде, в каком мы привыкли видеть ее сейчас. Одним из них был Иоганн Вольфганг фон Гёте.

Детство и юность

Сын имперского советника Иоганн родился 28 августа 1749 года в Германии, во Франкфурте-на-Майне. С детства Гёте начал интересоваться драматургией, разыгрывая сценки в своем кукольном театре. Впервые о докторе Фаусте, ставшем впоследствии главным героем одноименной трагедии, он узнал из книг семейной библиотеки.

Будущий поэт и писатель не отличался стремлением к учебе. Он пропускал лекции Лейпцигского университета, посещая театр, выезжая за город с друзьями, а иногда и участвуя в дуэлях.

Первые стихи в стиле рококо и анакреонтики Гёте посвятил дочери трактирщика Кэтхен Шёнкопф.

В 1768 году Иоганн, не закончив учебу, отправился домой из-за кровотечения, открывшегося вследствие заражения туберкулезом.

История успеха: «Буря и натиск»

Болезнь вынуждает Гёте больше года оставаться в постели. Домашняя библиотека позволила ему заняться самообразованием. Публикуется его первая комедия «Соучастники». Раздумывая над образом Фауста, писатель начинает интересоваться религией и мистикой. В апреле 1770 года Гете возобновляет учебу в Страсбургском университете.

Он вступает в литературный кружок «Буря и натиск», в котором состояли также Генрих Вагнер и Фридрих Шиллер. Гете стал самым известным из них.

Участников кружка «штюрмеров» объединяло настроение бунта: они выступали против рациональности, государства и общества, превознося в качестве идеала античного титана, добывшего для людей огонь вопреки воле богов. Гёте посвятил ему свою поэму «Прометей».

Писатель влюбляется в Фредерику Брион, дочь эльзасского священника, и посвящает ей лирические стихотворения, но роман вскоре прерывается.

История любви: страдания юного Гёте

Гёте занимается адвокатской деятельностью, публицистикой и переводами. В 1772 году он отправляется в Вецлар, где знакомится с Шарлоттой Буфф. Будучи женой его друга Кестнера, она продолжает оказывать знаки внимания влюбленному в нее Иоганну Гёте.

Вскоре писатель воплощает свою историю в наскоро написанном эпистолярном романе «Страдания юного Вертера», скандально известным «эффектом Вертера» — массовыми самоубийствами после публикации книги. Мотив самоубийства Гёте взял из истории о смерти своего друга Карла Йерузалема.

Читайте также:  Краткое содержание бёлль глазами клоуна за 2 минуты пересказ сюжета

Сам он говорил: «Я написал Вертера, чтобы не стать Вертером».

В 1775 году Гёте переезжает к веймарскому двору, где служит советником герцога, оказывая большое влияние на борьбу с коррупцией и проведение реформ, после чего получает дворянский титул. Он увлекается геологией, ботаникой и другими науками.

Масонство и личная жизнь

В 1780 году Гёте присоединяется к масонской ложе «Амалия». Его современники отмечали сильную привязанность писателя к масонам, от идеологии которых он не отошёл до конца жизни.

Насытившись придворной роскошью, в середине 80-х, Гёте под именем Иоганна Филиппа Мёллера уезжает в Италию, где вновь ощущает творческий подъем. В 40 лет в Веймаре писатель знакомится с 23-летней модисткой Кристианой Вульпиус.

Ее мать выступает против брака, но девушка рожает Иоганну сына Августа. Пожениться им удается только 14 октября 1806 года.

Всего у Гёте и Кристианы было пятеро детей, но все, кроме Августа, не выжили: одни рождались уже мертвыми, другие не доживали и до нескольких недель.

Творчество

Иоганн Вольфганг фон Гёте за свою жизнь успел создать литературные произведения в различных направлениях, таких как рококо, классицизм, Просвещение, сентиментализм и романтизм. Он писал стихотворения, баллады, поэмы, рассказы, романы, комедии и трагедии.

Главным литературным трудом Гёте, безусловно, несмотря на тяжелое восприятие и невозможность экранизации и полного исполнения на сцене, считается трагедия «Фауст», которая создавалась на протяжении 60 лет и была издана уже после смерти автора.

Интересные факты

  1. Гёте рос болезненным ребенком и всегда стремился к здоровому образу жизни. Танцы, конные прогулки и правильное питание вошли в привычку.

  2. Он не переносил лая собак и табачного дыма, а также мог работать лишь без доступа свежего воздуха в закрытом помещении.
  3. Гёте увлекался разведением фиалок и даже открыл новый сорт: «фиалку Гёте».

  4. Кратер на Меркурии носит имя немецкого писателя. Также в честь него назван минерал гётит.

Последние годы жизни

Гёте составляет сборник воспоминаний «Поэзия и правда», занимается естественнонаучными трудами. Своим кумиром писатель почитал Руссо, без которого, как он сам говорил, не было бы многих его произведений.

Чересчур большое множество метафор и символов во второй части «Фауста» критики сравнивали с упадком творческих сил. К концу жизни Гёте явно разделяет мысли главного героя своей трагедии о том, что смысл жизни состоит в служении людям. Он получил множество почетных наград за свои достижения. Иоганн Вольфганг фон Гёте умер от простуды 22 марта 1832 года.

Даниил Шишкин

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/kratkaya-biografiya-gyote-samoe-glavnoe-i-vazhnoe/

Сочинение на тему «И.- В. Гете. «Фауст»

Перед вами сочинение на тему «И.- В. Гете. «Фауст»

Двадцать восьмого августа 1749 г. во Франкфурте-на-Майне, в
семье императорского советника Гете родился сын. Младенец едва подавал признаки
жизни. Крайнее беспокойство матери сменилось слезами радости, когда престарелая
бабушка, прислушавшись к биению сердца новорожденного воскликнула: «Он
жив!»

Так начинается жизнь великого немецкого поэта и мыслителя Иоганна
Вольфганга Гете. Мальчик рос в богатой среде франкфуртской буржуазной
аристократии. Родители приложили немало стараний, чтобы дать сыну всестороннее
образование.

В раннем возрасте Гете уже писал по-немецки, по-латыни и по-гречески.

Желая дать сыну высшее образование, родители отправили его сначала в
Лейпцигский, а затем в Страсбургский университеты, где он изучал юридическое
право и многие другие дисциплины.

Писать Гете начал рано, и уже в его ранних произведениях отражались его нетипичные взгляды на религию. Первым крупным произведением Гете была драма «Гетц фон Берлихинген с железной рукой».

Позже Гете написал роман «Страдания молодого Вертера» (1774 г.). После появления этих книг Гете стал известным и признанным писателем. Молодой человек много путешествовал.

Так его пребывание в Италии послужило созданию двух замечательных произведений: «Римские элегии» и «Ифигения в Тавриде».

Великий мыслитель, поэт и естествоиспытатель Иоганн
Вольфганг Гете умер 22 марта 1832 г. Его литературное и научное наследие
составило более 143 томов.

Над «Фаустом»
Гете начал работать еще в студенческие годы, и только за год до смерти,
восьмидесятилетним стариком, Гете закончил вторую часть «Фауста».

Легенда о докторе Фаусте сложилась в Германии в эпоху
Возрождения. А источником для легенды явилась подлинная личность Фауста. Жизнь
его была полна диковинных приключений. Он изучал физику и химию. Как и другие
маги, Фауст вел бродячую жизнь, и однажды его нашли убитым в одном немецком
городке.

Таинственная смерть дала повод рассказам о том, что дьявол, с которым
он будто бы заключил договор, убил Фауста и унес его душу. О такой жизни,
полной приключений, неясностей и тайн, и завершенной столь необъяснимо и
трагически, нетрудно было создать целый ряд легенд.

Гете решил создать своего
Фауста и сделал это великолепно, посвятив ему почти всю жизнь.

Первая часть поэмы — трагедии начинается с «Посвящения» и двух прологов. В
прологе «На небесах» мы
видим божественный рай. Господь разрешает черту Мефистофелю хитрыми уловками
входить в доверие Фауста, и тут мы видим яркое различие двух личностей. Мефистофель
— сатана, коварный хозяин на земле, который все делает лишь в угоду себе.

И
Фауст — человек, стремящийся понять смысл жизни — не потусторонней, обещанной
религией, а земной, основанной на действительности. Мефистофелю удается
склонить Фауста на сделку. Дьявол обязался во всем служить Фаусту, а тот, если
он произнесет слова «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»
продаст ему душу. Такова завязка.

Дальше начинается путешествие героев
трагедии.

Мефистофель приводит Фауста в общество пьяниц и гуляк. Мы видим,
как Фаусту чужда такая обстановка. Мефистофель тоже замечает это и решает
проучить Фауста искушением земных благ. Мефистофель приводит доктора в дом
ведьмы.

Фауст поражен! Гете великолепно выразил это словами: «К
бессмысленным их чарам отвращение питаю я…»
Но Мефистофель знает,
чего он хочет. Появившаяся ведьма омолаживает Фауста и делает его способным
влюбиться в первую миловидную девушку.

Мефистофель тайно празднует победу, но
все оборачивается иначе. Фауст действительно порывисто влюбляется, но предается
размышлениям.

Эта часть трагедии по праву считается самой глубокой по
мысли. В этих строках Гете открывается нам как талантливый философ. Через
своего героя Фауста он говорит о необходимости постигать природу, но уже не с
помощью магии, а путем сосредоточенного созерцания и изучения, чем и занят
Фауст.

Мефистофель разочарован неудачей своих замыслов, он пытается возвратить
Фауста к Гретхен, но уже поздно. Гретхен обречена на смерть. Фауст стремится
помочь ей, но Гретхен отказывается от его помощи, не желая идти за ним. Фауст в
отчаянии восклицает; «Она погибла!». Но вдруг голос Господа
с неба опровергает это: «Она спасена!».

Вот так трагично и
возвышенно заканчивает Гете свою первую часть.

Вторая часть поэмы гораздо меньше известна широкому кругу
читателей. Это объясняется тем, что Гете насытил ее огромным количеством
символов, намеков на злободневные события. Все это требует от читателя таких
разнообразных и глубоких знаний, что не всегда легко с первого раза понять
подлинный смысл того или иного события.

Вся часть написана в любимом Гете античном стиле. Автор
здесь воспользовался древнегреческими мифами и их героями. Мне очень трудно
передать своими словами смысл и содержание этой части. Это такое тонкое и
замысловатое сплетение слов, что у меня вряд ли получится выразить все, что
хотел нам объяснить Гете. Я расскажу лишь о последнем и решающем монологе
Фауста.

Когда смерть уже на пороге и Фауст чувствует это, он
произносит слова, окончательно решившие его судьбу. Он мечтает о большом
честном и добром городе, где не будет зла и насилия, где будет править
справедливость и мудрость. Лишь здесь он может воскликнуть: «Остановись
мгновенье, ты прекрасно!»
.

Фауст умирает, оставив Мефистофеля без его драгоценной добычи: душу Фауста уносят ангелы. «Что? Как? Неужели меня вы даже обманули?… Расстался я с сокровищем великим…», — негодует в ярости Мефистофель.

Светлое окончание спора между Богом и дьяволом было
предрешено в «Прологе на небесах».
Как певец могучих творческих сил, таящихся в человеке, Гете не мог осудить
Фауста и низвергнуть его в ад, во мрак небытия.

Гетевский Фауст был образом человека — строителя, полного
творческих сил, видящего высшее счастье в труде. Пройдя сквозь строй
заблуждений и исканий, Фауст пришел к пониманию смысла жизни.

«Фауст» явился произведением, ставившем для своего
времени самые насущные жизненные проблемы. Гете призывал передовых людей не
увлекаться бесплодными мечтаниями, не уходить в мистику, а избрать землю ареной
разумной и полезной деятельности. И как бы не менялся мир, бессмертная поэма будет
увлекать и удивлять людей глубиной художественной и философской мысли.

Источник: https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-na-temu-i-v-gete-faust/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector